Алексей Блинов
«ИДЕИ ДЛЯ РОССИИ»
ПО ИТОГАМ РАБОТЫ X ЮБИЛЕЙНОЙ АССАМБЛЕИ
СОВЕТА ПО ВНЕШНЕЙ И ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКЕ
23 марта 2002 года в президентском
пансионате «Лесные дали» состоялась юбилейная, X
Ассамблея Совета по внешней и оборонной политике
(СВОП). В рамках Ассамблеи обсуждались тезисы аналитического доклада СВОП «Россия
и новые вызовы безопасности».
Внимание собравшихся – ведущих российских
политологов, экономистов и политиков – членов и гостей СВОП было сосредоточено
вокруг главных вопросов современного развития России и мира, новых вызовов и угроз
национальной безопасности.
Главными вызовами для системы национальной
безопасности российского государства названы:
1.
растущая
нестабильность в Азии и долговременная нестабильность на Ближнем Востоке, в
совокупности со сложными процессами, происходящими в исламском мире и
вытекающим из этого обострением ситуации на международном нефтяном рынке.
Глубочайшая политическая нестабильность по всему периметру российской границы;
2.
распространение
оружия массового поражения, возобновление ядерных испытаний и реальная
возможность тактического применения ЯО;
3.
распространение
терроризма;
4.
новая,
до конца не определившаяся роль США – не только как игрока, способного организовать
ответ на вызовы современности, но и как субъекта, потенциального источника
новой нестабильности для всех стран;
5.
собственная
слабость России;
6.
полное
непонимание происходящего политической элитой страны («каша в голове»),
неспособность выработать адекватный ответ, систему действенных мер, определить
позицию страны в стремительно меняющемся мире.
В ходе критического обсуждения тезисов
были дополнительно выделены следующие проблемы:
1. постоянно сужающаяся возможность
России отвечать на новые вызовы;
2. отсутствие у государственной машины
возможности справляться со своими задачами: неудовлетворительность качества
услуг, предоставляемых государственной
бюрократией, коррумпированность мотивации тотально некомпетентных
чиновников, отсутствие политической воли у высшего руководства;
3. отсутствие системной политики в
реальном секторе экономики, наряду с отсутствием ресурсов для совершения
экономического рывка (необходим капитал триллионного порядка, который можно получить
исключительно через сотрудничество со странами первого мира);
4. непонимание Россией своих
национальных интересов, неспособность определить как свою роль в мире, так и сферу,
границы геополитических интересов;
5. абсолютно пассивная, реактивная
внешняя политика отечественной дипломатии: Россия не является ведущим субъектом
выработки новых инициатив, в том числе по разрешению конфликтов в «горячих
точках»;
6. частичная утрата национального
суверенитета, особенно в сфере экономики (самые прибыльные отрасли экономики
переходят под контроль транснациональных корпораций; угроза утраты права
собственности на недра; утрата контроля над финансовой сферой и долларизация экономики – фактический отказ от собственной
денежной и банковской политики; отказ от активной внешнеторговой политики);
7. растущее
противоречие между проводимой внешней политикой высшего руководства и внутренним
политическим курсом (данное несоответствие можно рассматривать как уязвимость
президента на внутриполитическом фронте) и как результат – убеждение Запада,
что курс на России на сближение с западными странами – лишь тактика российского
руководства, а реальная стратегия –
наращивание ресурсов для нового витка противостояния и исторического реванша;
8. нацеленность правящей элиты на удержание,
сохранение собственной власти, а не на проведение реальных реформ (фактор грядущих
президентских выборов).
В качестве приоритетов и задач,
стоящих перед современной Россией, определены:
1. необходимость скорейшей модернизации и
демонополизации экономики, построенной на конкурентной основе и структурной
реформы промышленности;
2. необходимость проведения политического
курса, направленного на сближение с западными странами при сохранении принципа
диверсификации внешней политики (определение границ уступок);
3. стратегия сохранения страны.
В качестве новых явлений в системе
международных отношений были выделены следующие моменты:
1. появление нелегальных субъектов
международных отношений, самодостаточных и по
большей части нелегальных организаций;
2.
и как следствие – завершение периода монопольного существования на
международной сцене легальных субъектов;
Новизна идей, прозвучавших на
Ассамблее, заключается в следующих положениях:
1. России необходимо стать младшим
партнером развитых держав, усмирить свои имперские амбиции и соизмерить их с
реальными силами и возможностями. Фактически речь идет
о выработке новой национальной идентичности;
2. новая конфронтация с США может
привести к полному исчезновению России;
3. необходимо радикальное реформирование
системы международных отношений, в том числе в отношении субъектов
международных отношений. Необходимо создание нового института международной безопасности;
4. российскому обществу следует сосредоточиться
на своих внутренних проблемах: сначала создать сильную державу, а уже потом
наращивать международное влияние государства. Сближение с Западом должно
осуществляться при одновременном моратории на формальное участие в каких-либо
союзах – России должна использовать потенциал самодостаточности.
Несмотря на критические замечания о противоречивости
отдельных положений тезисов, подавляющее число участников дискуссии в основном
одобрило представленный текст – проект будущего доклада.
© Alexey Blinov, 2001