Алексей Блинов

 

«ИДЕИ ДЛЯ РОССИИ»

ПО ИТОГАМ РАБОТЫ X ЮБИЛЕЙНОЙ АССАМБЛЕИ

СОВЕТА ПО ВНЕШНЕЙ И ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКЕ

 

 

 

 

23 марта 2002 года в президентском пансионате «Лесные дали» состоялась юбилейная,  X Ассамблея Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). В рамках Ассамблеи обсуждались тезисы аналитического доклада СВОП «Россия и новые вызовы безопасности».

Внимание собравшихся – ведущих российских политологов, экономистов и политиков – членов и гостей СВОП было сосредоточено вокруг главных вопросов современного развития России и мира, новых вызовов и угроз национальной безопасности.

 

Главными вызовами для системы национальной безопасности российского государства названы:

1.                растущая нестабильность в Азии и долговременная нестабильность на Ближнем Востоке, в совокупности со сложными процессами, происходящими в исламском мире и вытекающим из этого обострением ситуации на международном нефтяном рынке. Глубочайшая политическая нестабильность по всему периметру российской границы;

2.                распространение оружия массового поражения, возобновление ядерных испытаний и реальная возможность тактического применения ЯО;

3.                распространение терроризма;

4.                новая, до конца не определившаяся роль США – не только как игрока, способного организовать ответ на вызовы современности, но и как субъекта, потенциального источника новой нестабильности для всех стран;

5.                собственная слабость России;

6.                полное непонимание происходящего политической элитой страны («каша в голове»), неспособность выработать адекватный ответ, систему действенных мер, определить позицию страны в стремительно меняющемся мире.

 

В ходе критического обсуждения тезисов были дополнительно выделены следующие проблемы:

1. постоянно сужающаяся возможность России отвечать на новые вызовы;

2. отсутствие у государственной машины возможности справляться со своими задачами: неудовлетворительность качества услуг, предоставляемых государственной  бюрократией, коррумпированность мотивации тотально некомпетентных чиновников, отсутствие политической воли у высшего руководства;

3. отсутствие системной политики в реальном секторе экономики, наряду с отсутствием ресурсов для совершения экономического рывка (необходим капитал триллионного порядка, который можно получить исключительно через сотрудничество со странами первого мира);

4. непонимание Россией своих национальных интересов, неспособность определить как свою роль в мире, так и сферу, границы геополитических интересов;

5. абсолютно пассивная, реактивная внешняя политика отечественной дипломатии: Россия не является ведущим субъектом выработки новых инициатив, в том числе по разрешению конфликтов в «горячих точках»;

6. частичная утрата национального суверенитета, особенно в сфере экономики (самые прибыльные отрасли экономики переходят под контроль транснациональных корпораций; угроза утраты права собственности на недра; утрата контроля над финансовой сферой и долларизация экономики – фактический отказ от собственной денежной и банковской политики; отказ от активной внешнеторговой политики);

7. растущее противоречие между проводимой внешней политикой высшего руководства и внутренним политическим курсом (данное несоответствие можно рассматривать как уязвимость президента на внутриполитическом фронте) и как результат – убеждение Запада, что курс на России на сближение с западными странами – лишь тактика российского руководства, а реальная  стратегия – наращивание ресурсов для нового витка противостояния и исторического реванша;

8. нацеленность правящей элиты на удержание, сохранение собственной власти, а не на проведение реальных реформ (фактор грядущих президентских выборов).

 

В качестве приоритетов и задач, стоящих перед современной Россией, определены:

1. необходимость скорейшей модернизации и демонополизации экономики, построенной на конкурентной основе и структурной реформы промышленности;

2. необходимость проведения политического курса, направленного на сближение с западными странами при сохранении принципа диверсификации внешней политики (определение границ уступок);

3. стратегия сохранения страны.

 

В качестве новых явлений в системе международных отношений были выделены следующие моменты:

1. появление нелегальных субъектов международных отношений, самодостаточных и по большей  части нелегальных организаций;

2.  и как следствие – завершение периода монопольного существования на международной сцене легальных субъектов;

 

Новизна идей, прозвучавших на Ассамблее, заключается в следующих положениях:

1. России необходимо стать младшим партнером развитых держав, усмирить свои имперские амбиции и соизмерить их с реальными силами и возможностями. Фактически речь идет о выработке новой национальной идентичности;

2. новая конфронтация с США может привести к полному исчезновению России;

3. необходимо радикальное реформирование системы международных отношений, в том числе в отношении субъектов международных отношений. Необходимо создание нового института международной безопасности;

4. российскому обществу следует сосредоточиться на своих внутренних проблемах: сначала создать сильную державу, а уже потом наращивать международное влияние государства. Сближение с Западом должно осуществляться при одновременном моратории на формальное участие в каких-либо союзах – России должна использовать потенциал самодостаточности.

 

Несмотря на критические замечания о противоречивости отдельных положений тезисов, подавляющее число участников дискуссии в основном одобрило представленный текст – проект будущего доклада.

 

 

 

© Alexey Blinov, 2001

Сайт управляется системой uCoz